Новый закон о техосмотре автомобиля. Отмена техосмотра для новых автомобилей.

С 1 января 2012 года вступил в действие новый Федеральный закон о правилах прохождения технического осмотра.

Летом 2011 года Президент РФ подписал закон, вносящий изменения о правилах прохождения технического осмотра на транспорте. В большинстве своих пунктов закон вступил в силу 1 января 2012 года. О том, в чем заключаются предписанные законом изменения в правилах, и как это скажется на жизни «тех, кто за рулем» – вкратце в этой статье.

Внимание: здесь идет речь только о «техническом осмотре», а не «государственном техническом осмотре» – не перепутайте!

Основные принципы нового закона

Водителям не придется проходить плановый техосмотр в 2011 году – он переносится в 2012 и будет совмещен с получением ОСАГО.

Статья 4 нового закона декларирует, что ведущими принципами новых правил являются:

  • Доступность для граждан услуг по проведению технического осмотра, как территориально, так и по цене.
  • Доступность информации о правилах проведения техосмотра.
  • Право самостоятельно выбрать операторов техосмотра и наличие конкуренции между ними.
  • Соответствие качества проведения технического осмотра государственным стандартам;
  • Введение материальной ответственности операторов за не обнаружение технической неисправности автомобиля, в случае, если это повлекло аварию.

Важное нововведение, внесенное новым законом – это изменение порядка очередности в оформлении страхового полиса ОСАГО, регистрации автомобиля и прохождении техосмотра. Если раньше водитель сначала оформлял страховой полис, регистрировал транспортное средство и только затем приступал к техосмотру, то теперь прохождение техосмотра становится первоочередной процедурой, без которой получение страхового полиса невозможно. И только затем гражданин вправе приступить к регистрации.

Для получения ОСАГО даже действующего талона техосмотра может оказаться недостаточно, если срок его действия истечет менее чем за полгода. Тогда придется заново пройти техосмотр, а только затем приобретать страховой полис.

Закон ограничивает возможность поездки на машине без страхового полиса и техосмотра 10 днями. В таком случае водитель берет на себя единолично всю тяжесть возмещения материального ущерба в случае ДТП. Если же ущерб был нанесен ему самому, то взыскивать компенсацию он будет также один, посредством гражданского суда – что, конечно, дело долгое и неблагодарное.

Как будет проходить техосмотр?

Под оператором техосмотра, согласно ФЗ, понимается не отдельный человек, а техосмотрюридическое лицо. Если ранее это были предприниматели, заключившие договор с МВД, то после 1 января начнется свободная аккредитация желающих заняться подобным бизнесом.

Если на государственных станциях (они будут существовать параллельно с частными до 2014 года) стоимость услуги будет колебаться в размере от 400 до 800 рублей, в зависимости от региона, то в частной фирме за проведение техосмотра придется выложить на стол уже несколько тысяч рублей.

Стоимость диагностики определяется Федеральной тарифной службой; максимальную оплату определяет правительство региона. Операторы же могут назначать и более низкие расценки.

По состоянию на конец декабря 2011 года, МВД сообщило о передаче в ведение РСА более чем двух тысяч пунктов техосмотра, а в реестр операторов техосмотра были внесены 1,6 тысяч человек.

Для прохождения техосмотра являются необходимыми два документа: удостоверение личности, доверенность (если водитель не является собственником автомобиля), а также документ на транспортное средство.

По результатам техосмотра (которая для легкового автомобиля должна занимать 30 минут), водитель получает талон технического осмотра, или международный сертификат, по своему выбору. Одновременное получение обоих документов законом не предусматривается.

Если по каким-то параметрам автомобиль не прошел техосмотр, то в следующий раз придется платить только за диагностику именно этих параметров. Однако закон обязывает владельца транспортного средства пройти осмотр заново в течение 20 дней.

Автомобилист имеет право отказаться от услуг той станции техосмотра, где ему было отказано в выдаче талона и обратиться в другую; однако в таком случае ему придется оплатить услуги за повторный техосмотр в полном объеме.

Единые базы данных

С 1 января 2012 года законом предусмотрено начать работу по созданию единой базы данных технического осмотра (ЕАИСТО), куда будут заноситься информация о прохождениях автомобилями техосмотра, операторах, выданных и утраченных диагностических карточках и талонах.

Получить удаленный доступ к сведениям, содержащимся, в базе смогут сотрудники МВД и страховых компаний. Не исключено, что в будущем, это вообще приведет к ликвидации талонов техосмотра, так как с созданием базы данных их выдача потеряет какой-либо смысл.

Также будет создана единая база данных по ОСАГО; закон напрямую обязывает страховые компании до конца 2012 года объединить сведения о своих клиентах.

За нормальное функционирование единой базы данных ОСАГО будет нести ответственность Российский Союз Автостраховщиков.

В его же обязанности входит аккредитация станций техосмотра, ведение их реестра, обеспечение сотрудников станций необходимыми бланками, надзор за их деятельностью и проведение проверок.

Периодичность прохождения техосмотра

Периодичность прохождения планового техосмотра прописывается в статье 15. В первые три года (со времени производства) не обязаны проходить техосмотр вовсе: легковые и грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, массой не более трех с половиной тонн, а также мототранспорт.

За последующие четыре года таким транспортным средствам придется пройти технический осмотр только дважды. По истечении семи лет после выпуска, проходить технический осмотр придется уже ежегодно (то есть, техосмотр проводится для транспортных средств спустя 3, 5, 7, 8, 9 лет и так далее).

Ежегодный порядок прохождения техосмотра предусмотрен для транспортных средств, чья масса превышает три с половиной тонны, а также транспортных средств, оснащенных спецсигналами, независимо от года выпуска.

Каждые полгода обязаны проходить техосмотр автобусы, троллейбусы и другие транспортные средства, служащие для перевозки людей.

Возможно вас заинтересует статья:Налог на автомобиль