Что такое вылет колесного диска

Автовладельцы не всегда серьезно относятся к покупке комплекта колесных дисков, отличающегося от заводского. Распространенные при этом ошибки таковы:

  1. Водители считают, что диски – элементы дизайна, и обращают внимание лишь на красоту и внешний вид дисков.
  2. Беспечно полагаются на консультации продавцов фирменных автомагазинов, которые помогут не совершить ошибочной покупки.
  3. Не обращают внимания на заводскую маркировку изделия.

В результате безответственного отношения может случиться так, что установленные колеса, даже при том, что они при максимальных углах поворота не задевают кузов и подвеску, не соответствуют заводским рекомендациям по параметру «вылета». Давайте рассмотрим, что это такое.

На сертифицированном диске имеется маркировка с информацией об их характеристиках. Наиболее важнейшая из характеристик – параметр «ЕТ» (вылет диска), влияющий на безопасность движения и преждевременный износ подвески.

Продавцы иногда говорят о безопасности и допустимости малых отклонений ЕТ от рекомендованной производителем нормы и рекомендует докупать специальные проставки для возвращения ЕТ к норме.

Относиться к таким советам следует скептически, и перед покупкой изучить маркировку.

Что такое ЕТ и формула вылета диска

ЕТ – это глубина выдавливания в переводе с немецкого. На многих форумах употребляются также термины: вылет колеса, вылет обода, вылет диска. Придется разобраться, что это такое.

Колесо в обиходе не вполне верно называется диском, и состоит из диска и приваренного обода. Колеса бывают литые, кованые и штампованные.

Вылет диска – это смещение (или сдвиг) плоскости колесного диска со ступицей относительно воображаемой плоскости продольной оси симметрии обода колеса, и выражается в миллиметрах. ЕТ может принимать положительные либо отрицательные значения, либо же нулевое при отсутствии сдвига (в этом случае ось симметрии в точности совпадает с привалочной плоскостью ступицы.

Формула вылета следующая: ЕТ = a – b/2, где a – расстояние в мм от ближайшей к кузову стороны бортовой закраины колеса (внутренней) до привалочной плоскости ступицы; b – ширина диска. Ширина обода измеряется не от бортовых закраин, а между внутренними сторонами закраин (по «полке обода»), поскольку ширина закраин не регламентируется.

При нулевом ЕТ после монтажа колеса на ступицу плоскость приложения диска совпадает с привалочной плоскостью ступицы и продольной осью симметрии обода.

При положительном ЕТ после монтажа колеса на ступицу плоскость продольной оси симметрии смещена относительно привалочной плоскости ступицы в сторону продольной оси автомобиля.

При отрицательном ЕТ после монтажа колеса на ступицу плоскость продольной оси симметрии смещена относительно привалочной плоскости ступицы в сторону от продольной оси автомобиля.

Анализ формулы показывает, что изменение ЕТ:

  • изменяет ширину колесной базы автомобиля, ввиду того, что плоскости осей симметрии двух колес сближаются или раздвигаются перпендикулярно продольной оси автомобиля;
  • не зависит от диаметра и ширины диска (шины);
  • зависит от рычага приложения силы от оси симметрии колеса до ступицы.

Вывод таков, что каждой модели автомобиля присуща неизменная расчетная величина вылета, не зависящая от размера применяемых дисков и шин.

Принята такая маркировка величины вылета: ЕТ**, где звездочками обозначена величина вылета в мм.

Примеры маркировки: ЕТ0 – нулевое; ЕТ22 – положительное; ЕТ-12 – отрицательное.

Чем опасно отклонение вылета от нормы

Изменение заводского значения вылета даже на один миллиметр недопустимо. Этот параметр устанавливается исходя из требований максимальной управляемости и устойчивости автомобиля. При замене колеса с изменением величины вылета создаются предпосылки для значительного изменения функционирования подвески и узлов автомобиля.

При отклонении вылета от рекомендованного могут возникать непредусмотренные нагрузки, приводящие к преждевременному износу шаровых наконечников и резины, либо приводящие к трагическим последствиям поломки деталей во время езды.

Из сказанного вытекает необходимость тщательного выбора покупаемых дисков. Наиболее оптимален предложенный производителем вариант. Имейте в виду, что продавец заинтересован в продаже вам товара, и ему сложно за короткое время подобрать подходящий вам диск с соответствующим вылетом.

Зачем для одного автомобиля выпускаются разные детали?

При конструировании автомобиля просчитывается множество параметров, и задаются требования к узлам и элементам, в т.ч. и к подвеске. Так, разные двигатели, имеющие отличающийся вес, оказывают иное давление на подвеску, соответственно меняется вектор направления сил, что требует разных сайлентблоков, шаровых опор, наконечников и рычагов.

Даже в этом случае конструкция автомобилей должна оставаться прочной, а автомобиль управляемым. В настоящее время закладываемый производителем запас прочности меньше, чем практиковавшийся на заре автомобилестроения. Именно это диктует необходимость наличия большого ассортимента деталей.

Действующие на подвеску силы

Проанализируем действие нагрузки на подвеску на примере подвески Мак-Ферсона. В этой подвеске ступица на полуоси крепится к кузову рычагом посредством шарового шарнира и стойки с амортизатором. На автомобиль действует сила тяжести. Силы к дороге прикладываются через пятна контактов каждой автомобильной шины.

При исправной подвеске автомобиля четверть силы воздействия веса автомобиля приходится на ось симметрии каждого колеса.

Сила противодействия весу автомобиля воздействует снизу-вверх через точки симметрии колес. Все эти силы действуют на подшипник ступицы, стойку с амортизатором и шаровую опору рычага.

Существует тенденция уменьшения с каждым годом запаса прочности при разработке узлов с целью экономии материалов.

Что меняется при изменении величины вылета диска

При положительном вылете увеличится расстояние ЕТ, при посадке на ступицу колесо продвигается глубже в направлении кузова, и сужается колесная база. При уменьшении вылета колесо выносится в сторону от кузова, и колесная база расширяется.

Автомобилисту следует понять, что любое смещение центров продольных осей колес приводит к нарушению конструкторских параметров ЕТ.

Изменение вылета диска приводит к изменению:

  • точек приложения моментов сил, значений сил и векторов сил, что приводит к ускоренному разрушению подвески;
  • управляемости автомобиля вследствие сдвига рулевой оси, что ухудшает устойчивость автомобиля на поворотах и ускоряет износ шин.

Следовательно, при пренебрежении показателем ЕТ, с целью установить на автомобиль красивые диски, может непредсказуемо и значительно ухудшится безопасность езды.

В редких случаях положительного вылета относительно конструкторских требований, допускается применение компенсирующих вылет колесных проставок, при условии, что не будут задеваться арка или элементы крыла. Тем не менее, при возможности выбора, следует исключить такие ситуации.

Рекомендуем:

Что делать, если не платит страховая компания?

Повредили автомобиль во дворе. Что делать и как быть?

Страховая Компания «Согласие»

Информация от страховой группы РЕСО-ГАРАНТИЯ

Информация от страховой группы «УралCиб»